Tribal Cafe.ru


Балканский бит с "Bubamara Brass Band"

 

Год назад один хороший знакомый пригласил меня на концерт Bubamara Brass Band. Накануне я решила посмотреть на MySpace какую-нибудь информацию об этом коллективе. Репертуар сразу понравился, и я, недолго думая, добавила пользователя к себе в друзья. Через пару минут мне пришло сообщение: "Татьяна, что вы танцуете?". Так началось наше знакомство и сотрудничество с замечательным московским оркестром балканской музыки.

Чудесным вечером накануне католического Рождества мы встретились с лидером группы Александром Каштановым. И он согласился дать небольшое интервью специально для TribalCafe.

Татьяна Левыкина: С чего началась любовь к балканской музыке?

Александр Каштанов: С Эмира Кустурицы (Emir Kusturica). Я пересмотрел все фильмы этого режиссера. Меня вдохновил колорит, эмоциональность, красота образов в сценах, будь то свадьба, застолье, праздник или война, перестрелка и похороны, любовь и смерть. И всё это идёт вместе, бок о бок, всё это жизнь, череда событий, доведенных до фарса, всё очень гипертрофированно. Но при этом всё происходит без нашей российской чернухи. Одним словом, жизнь как чудо – как в названии одного из фильмов Эмира Кустурицы.

Т. Л.: То есть, ты хочешь сказать, что тебя вдохновила атмосфера, созданная режиссером?

А. К.: Именно! И особую роль здесь играла музыка.

Т. Л.: Александр, а как появился твой оркестр Бубамара?

А. К.: По сути все началось в 2000 году. Тогда у меня была группа "Водоворот". Мы исполняли авторские песни, мои и Елены Малявиной, нашей вокалистки. Потом, в 2003 году мы начали играть музыку Горана Бреговича (Goran Bregovich). Это был акустическо-электрический состав: тромбон, флейта, бас-гитара, акустическая гитара, барабаны, вокал и клавиши. И, кстати, уже с 2003 года со мной играл замечательный музыкант Сергей Серов (прим. авт. – тромбонист "Bubamara Brass Band"). В 2004 году я распустил группу "Водоворот". У меня была новая идея духового оркестра, для реализации которого мне требовались время и профессиональные музыканты.

Т. Л.: До этого ты работал с любителями?

А. К.: Да, для всех это было только хобби. В 2005 году начинаются репетиции с профессиональными музыкантами. Я делаю аранжировки, расписываю всю музыку для духовых инструментов. И уже в январе 2006 года состоялся первый концерт в клубе Апшу.

Т. Л.: Откуда взялось название "Bubamara Brass Band"? Довольно странное для мужского коллектива.

А. К.: Bubamara в переводе с сербского — божья коровка. И это главная героиня в фильме Эмира Кустурицы "Черная кошка, белый кот". Девушку так прозвали за свой маленький рост.

Однажды с Сергеем Серовым мы обсуждали, как назвать новый коллектив. Был составлен список, вариантов была масса, но ничего не подходило. В это время мы делали демо-запись на студии, в том числе записывали песню «Bubamara». И как-то придя после студии домой, я вдруг понял – Bubamara Brass Band. Я был уверен на все сто!

Т. Л.: Чем вы отличаетесь от других отечественных коллективов, исполняющих балканскую музыку?

А. К.: Звучанием. У "Бубамары" свой напористый яркий саунд, насыщенный духовыми импровизациями. А если говорить о группах, существующих по всей России, то я всех не знаю. Но в Москве аналогичного духового коллектива, играющего подобный репертуар, конечно же нет. В Питере есть группа "Добраночь". Они играют балканские и еврейские мелодии, более аутентичные. Но, по-моему, Бреговича они не играют.

Т. Л.: Вы играете только музыку Бреговича и ту, что звучала в фильмах Эмира Кустурицы?

А. К.: Нет, что ты! У нас в репертуаре песни Бреговича, традиционные балканские, мои авторские и песни Анастасии Токаревой (прим. авт. – солистка Bubamara Brass Band). В этом году вышел наш первый диск со "скромным" названием "Kashtanizma". В альбоме в основном мои "каштанизмы", авторские песни. Слово "каштанизмы" придумали мои музыканты. Они так в шутку называют лес нот, который я расписываю им для репетиций. И я горжусь, что на днях уже выходит наш второй диск "Bubamarija". На нем собраны все песни Горана Бреговича, которые мы играем. На их выпуск я получал разрешение от французского представительства Universal Music Publishing.

Т. Л.: У тебя есть любимые балканские коллективы?

А. К.: Оркестр из Румынии "Fanfare Ciocarlia" – это лучший балканский бэнд в мире! Самый быстрый, его еще никто не превзошел. Оркестр Бобана Марковича (Boban Markovich) из Сербии, тоже чумовой оркестр. Кстати, мы лично общались с музыкантами из Fanfare Ciocarlia. Они приезжали в Москву в Международный Дом Музыки. Мы подошли к ним после концерта, и они пригласили к себе в гостиницу на мастер-класс. Это было уже ночью. Они спустились к нам в холл на первый этаж. Мы общались через мою знакомую переводчицу, которую я специально пригласил на встречу. В конце концов, все завершилось общим «джемом» и братанием. Поразительно, что после концерта у музыкантов оркестра "Fanfare Ciocarlia" остались силы с нами общаться и играть. Невероятная любовь к музыке! "Fanfare Ciocarlia" пригласили нас в Румынию, к себе в деревню. Так что теперь моя мечта выступить с ними на одном концерте. Это было бы здорово!

Т. Л.: А отечественные группы, интересные, на твой взгляд, есть?

А. К.: "Добраночь" - отличные ребята! Мы с ними играли на каком-то фестивале.

Т. Л.: Кстати, вы очень выделяетесь своим "джазовым прочтением" привычных всем песен.

А. К.: Все кто у меня играют – профессиональные джазовые музыканты. Но, в отличие от многих других джазовых музыкантов, мои ребята интересуются и этнической и эстрадной музыкой, стараются быть разносторонними в своей профессии. Поэтому, делая свои аранжировки, я оставляю место для импровизации, чтобы исполнитель играл свое соло так, как ему захочется и так как он чувствует балканскую музыку. Ведь все представляют эту музыку по-разному, я лишь направляю в нужное русло. Я выражаю общую идею коллектива, а каждый музыкант в нем уникален и индивидуален. Ребята играют в множестве других коллективов – оркестре Игоря Бутмана, оркестре им. Олега Лундстрема, Президентском оркестре, в эстрадных и клубных проектах. Поэтому они исполняют разную музыку: фанк, джаз, поп, латину. У каждого складывается свое представление о музыке, и это представление и свою индивидуальность они выражают в сольной части произведения.

Т. Л.: А как тебе знакомство с трайбл танцем? Что ты можешь сказать об этом стиле?

А. К.: Боюсь, мое мнение будет достаточно любительским. Я считаю, что эти танцы необычнее и интереснее по сравнению, допустим, с цыганскими. У нас нет чистой аутентичной музыки, у нас смешение стилей. Трайбл подходит, дополняет и хорошо вливается в этом плане, так как сам по себе не является аутентичным, народным. Хотя корни этого танца и, к примеру, джазовой музыки, безусловно, народные.

Т. Л.: Вообще балканская музыка, на твой взгляд, совместима с трайблом?

А. К.: Да, конечно!

Т. Л.: Как отнеслись другие участники группы к такому экзотическому "дополнению" к вашему коллективу?

А. К.: Поначалу парни были озадачены. Некоторые начали философствовать о том, что подобные танцы не вписываются в концепцию оркестра. Но после нескольких выступлений появилось некоторое послевкусие. Прошло время, музыканты начали видеть как на танец реагирует публика. Ведь когда играет духовик, он раздувает щеки, краснеет, но все равно контактирует с публикой с помощью звука. А когда выступает танцор – это визуальное шоу. Это невероятно красивые костюмы, украшения, обнажённый живот, у всех улыбки до ушей. Танец завораживает зрителя. Одно дело, когда танцор выступает под запись и совсем другое, когда он танцует под живую музыку. Рождается импровизационный танец и получается удивительное шоу. И это здорово!

Т. Л.: Ты намерен и дальше продолжать сотрудничество с трайблом?

А. К.: Да, вполне. Но пока по этому поводу у меня есть масса вопросов. Если с музыкой я знаю, что и как, то здесь опыт пока небольшой и пока непонятно, что с этим делать.

Т. Л.: Ты уже настроил творческих планов на будущее?

А. К.: Да, их много! Хочется поехать на фестиваль Гуча (Gucha) в Сербию, где собирается огромное количество духовых оркестров со всего мира. Организаторы фестиваля уже приглашали "Bubamara Brass Band" в 2009 году, но для такой поездки нам нужен спонсор.
Мечтаю выступить на одной сцене с оркестром "Fanfare Ciocarlia". Еще в будущем хочу сделать огненное и театральное шоу совместно со своим бэндом. Поехать на зарубежные гастроли. Поучаствовать в крупных фестивалях. Конечно, записать следующий альбом с новыми авторскими песнями. Выступить сольным концертом в ММДМ. Мы уже однажды выступали на этой сцене в программе сольного концерта Леонсии Эрденко в декабре 2008. Хочется еще раз выступить на фестивале "Усадьба Джаз" в Архангельском и на "Мамакабо".

Т. Л.: Планов действительно много. Ну и раз мы встретились поговорить в такое праздничное время, пожелай чего-нибудь всем на Новый Год!

А. К.: Пусть в новом году вы станете еще на одну ступеньку ближе к своей мечте! Вспомните, кем вы хотели быть в детстве? Если вы еще не реализовали свою мечту, попробуйте! Может именно теперь у вас все получится?

Интервью взяла Татьяна Левыкина
Январь 2011

http://www.tribalcafe.ru/article11.php